11 октября Владимир Путин прибывает в Китай с двухдневным визитом. Главной темой переговоров с китайским коллегой Вэнь Цзябао и президентом Ху Цзиньтао станут энергетические вопросы. Как пишут «Известия», дело в том, что китайцы регулярно недоплачивают за нефть, вычитая из цены так называемый коэффициент «Т». Кроме того, так и не достигнута договоренность о цене на газ, который планируется поставлять в Китай с 2015 года.
Накануне приезда Владимира Путина в Пекин отправилась большая делегация во главе с вице-премьером Игорем Сечиным. «Сечин уже находится в Китае и ведет интенсивные переговоры, — рассказал замглавы аппарата правительства Юрий Ушаков. — У российской стороны есть конкретные параметры цен на газ и нефть, группа экспертов обсуждает все вопросы энергосотрудничества с Пекином».
Однако больших надежд на благополучный исход переговоров у российской стороны нет. Информированный источник в «Газпроме» считает, что в ходе нынешнего визита вряд ли удастся решить вопрос с ценой на газ. «Рабочие группы России и Китая ездят в гости друг к другу, идет кропотливая работа. Но пока сложно сказать, когда получится договориться», — заявил собеседник издания.
Впрочем, согласно подписанной осенью прошлого года Дмитрием Медведевым «газовой дорожной карте», у сторон есть время окончательно договориться до конца года.
| ЭКСПЕРТ: ЧТОБЫ ДОГОВОРИТЬСЯ, «ГАЗПРОМУ» НУЖНО ИДТИ НА УСТУПКИ | |
По оценкам экспертов, поставки газа в Китай могут составить 75–80% от того объема, который Россия сейчас перекачивает в Европу. Москва настаивает на среднеевропейской цене на голубое топливо — в размере $350 за 1 тыс. куб. м. Однако китайцы настаивают на более низких расценках — на уровне $250 за 1 тыс. куб. м. «Китайцы завязывают газовые поставки на нефтяные скидки», — говорит источник, близкий к переговорам.
Как напоминает Газета.ru, Китай не устраивает цена на российский газ, вопрос стоимости был главным поводом для разногласий все пять лет, что идут переговоры по заключению контракта, в рамках которого Россия готова поставлять в Китай до 68 млрд кубометров газа в год. Азиатское направление экспорта энергоносителей выглядит особенно привлекательным с учетом стремления Европы снизить зависимость от российского газа. В свою очередь, Китай сейчас изучает и другие рынки газа.
«Чтобы договориться, «Газпрому» нужно идти на уступки», считает заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский.
Природный газ не является основой китайской энергетики, напоминает эксперт, доля газа в энергопотреблении Китая пока незначительна и составляет порядка 4%. Основную долю в энергобалансе страны составляет каменный уголь, именно поэтому Китай настаивает на том, чтобы в формуле цены учитывалась цена на уголь. «В цену $400 за 1000 кубов газа китайцы никогда не пойдут, $260—280 — реальная цена», — считает эксперт.
Другой сложный вопрос — поставки нефти, отмечает глава Центра стратегических исследований Китая Алексей Маслов, входящий в состав делегации. «Россия настаивает на том, что цена нефти должна быть единой вне зависимости от того, куда она поставляется, у Китая иная позиция. Этот вопрос будет решаться на премьерском уровне», - отметил эксперт.
|